Инженерная техника
|
Масса комплекта ВСМ-1 (нетто).................................................. | 400 кг. | |
Масса комплекта, снаряженного минами................................... | 1467 кг. | |
Боекомплект: | ||
-мины ПФМ-1...................................................... | 8352 шт. | |
-мины ПОМ-1...................................................... | 928 шт. | |
-мины ПОМ-2....................................................... | 464 шт. | |
-мины ПТМ-3, ПДМ-4......................................... | 116 шт. | |
Скорость вертолета во время минирования............................... | 150-220 км/час | |
Высота полета вертолета во время минирования..................... | 30-100 м. | |
Время установки минного поля из одного комплекта мин....... | 30-60 сек. | |
Время подготовки к повторному вылету на минирование........ | 40 мин. |
Параметры минных полей:
Тип мин | ПФМ-1 | ПОМ-1 | ПОМ-2 | ПТМ-3 | |||||
Длина минного поля | 2 км. | 3-4 км. | 4 км. | 0.4 км. | |||||
Глубина минного поля | 15-25 м. | 15-25 м. | 15-25 м. | 15-25 м. | |||||
Плотность минирования (мин на погонный метр | 3-5 | 0.2-03 | 0.1-0.15 | 0.5-08 |
Работа экипажа вертолета:
До начала минирования оператор в соответствии с
полученным заданием выставляет на пульте исходные данные.
Командир вертолета:
-выводит вертолет на боевой курс и удерживает заданные высоту и скорость
полета,
- подает команду оператору "Включить питание пульта управления
минированием",
- по выходе на точку начала сброса мин нажимает кнопку РС на своей ручке
управления РУ-2 и информирует экипаж "Начало минирования". По этой
команде штурман фиксирует координаты начала минного поля, оператор
отслеживает выброс мин.
-по израсходовании комплекта мин информирует экипаж "Конец минирования". По
этой команде штурман фиксирует координаты конца минного поля. Командир
подает команду оператору "Отключить питание пульта управления
минированием".
Заметим, что пустые кассеты после отстрела из них мин остаются в контейнере и удаляются вручную при перезарядке системы.
Тактика минирования (по опыту афганской войны):
Минирование осуществляется
2 вертолетами МИ-8Т. 2 вертолета МИ-24 летят впереди на удалении 2-4
километров и подавляют огневые средства противника. Прежде всего зенитные
пулеметы и малокалиберные зенитные пушки (СУ-23-2) и позиции ПЗРК.
2 вертолета МИ-24 летят несколько выше пары МИ-8 и несколько с боков. Их
задача прикрытие минирующих вертолетов от огня стрелкового оружия и
пулеметов с земли.
P.S. Судя по публикациям в Интернете, сегодня вертолетчиков обучают применению системы ВСМ-1,
чего не делалось в Российской времен до
2013 года. Это очень хорошо.
И вместе с тем, имея многолетний опыт службы в должности начальника
инженерной службы полка, а потом и дивизии, сильно сомневаюсь, что в случае
серьезной войны эта система найдет хоть какое то применение.
Дело в том, что инженерная служба и инженерные части не обладают своими
собственными РСЗО типа Град, Ураган или Смерч, равно как и своими
вертолетами с тем, чтобы иметь возможность устанавливать перед наступающим
противником дистанционные минные поля. А выпрашивать у командира
дивизии или командующего армией хотя бы один залп РСЗО или вылет
минирующего вертолета дело тухлое. Этих огневых средств вечно не хватает
даже для нанесения сильных огневых ударов по противнику. И отдавать дивизион
РСЗО или вертолетную эскадрилью саперам для установки какого то там
минного поля, которое чи сыграет свою роль, чи нет, командир согласится едва
ли. Тем более, что тот же вертолет нужно еще переоборудовать, загрузить
боекомплектом и ждать, когда возникнет необходимость срочно выставить
минное поле на пути движения вражеских танков. А она может и не возникнуть.
Так что обычный командирский ответ инженеру: "Обходитесь своими
возможностями. У вас ведь есть свои, как их там, минные заградители,
раскладчики."
Имеется информация (неконкретная), что ВСМ-1 успешно применялась
как во время афганской, так и обеих чеченских войн. Но это оказалось
возможным из-за того, что вертолетов в этих войнах имелось в избытке, боевые
действия велись очагово и в ограниченных масштабах. Наша армия могла
позволить себе роскошь иметь минные вертолеты.
Ноябрь 2017 г.
1. Средства механизации минирования. Руководство по
мат.части и применению. Книга 2. Военное издательство. Москва. 1980 г.
2. Сайт "Russian Arms Forum" (www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,3217.msg53904.html#msg53904)
3. Опыт боевых действий в горно-пустынной местности. Часть 1. Военное
издательство. Москва. 1983 г.
©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника