Средства инженерного вооружения
Вермахта

(1935-1945)

Штурмовой мостик из малых  надувных лодок
( Schnellsteg aus kleinen Flosssaecken)

wehrmaht-sturm-most-1.jpg (20294 bytes)

Штурмовой мостик из малых надувных лодок предназначен для оперативной переправы через узкие водные преграды ( речки, арыки, рвы, оросительные каналы и т.п.) личного состава пехотных боевых подразделений, вооруженных стрелковым оружием. Также через мостик возможно движение вспомогательного личного состава, доставляющего боевым подразделениям питание, боеприпасы, воду. Хотя грузоподъемность мостика достигает 300 кг., однако, вследствие того, что ширина пешеходной дорожки всего 25-30 см., движение по ней личного состава с тяжелыми и громоздкими грузами (носилки с ранеными, станковые пулеметы, легкие минометы) практически невозможно.

Стандартным штурмовым мостиком являлся мостик, собираемый на трех  малых надувных лодках и имевший длину 16 метров (перекрывает водную преграду шириной 12-14 метров). В зависимости от ширины преграды также могли собираться мостики на двух или одной лодке. Возможна сборка мостика и из большего числа лодок, т.е. более длинных, однако это нецелесообразно, поскольку слишком длинный мостик не имеет достаточной поперечной   жесткости и на течении неустойчив. Кроме того, длительное движение по очень узкой пешеходной дорожке (всего 25-30 см.) нередко приводит к утрате солдатом равновесия и падению его в воду.

Основными элементами  штурмового мостика были малые надувные лодки и стандартные штурмовые лестницы.

wehrmaht-sturm-most-2.jpg (11819 bytes)Малая надувная лодка (Kleine  Flossssaecke) являлась табельным  инженерным имуществом саперного батальона (Pionierbataillon) дивизии. По   табелю он имел 36 таких лодок.

В мостовых парках саперных батальонов   некоторых пехотных дивизий  вместо  комплектов понтонных мостов  имелись легкие переправочные комплекты из  48 лодок  с   деревянными конструкциями, позволяющими собирать штурмовые (Schnellsteg) или пешеходные   (Flosssaecksteg) мостики.  У последних ширина пешеходной дорожки вдвое больше, что позволяло собирать более длинные мостики.

Малая надувная лодка имела длину  3 метра, ширину 1.15м, диаметр надувного борта 35 см. Снаряженная масса 50 кг. Грузоподъемность 300 кг. или 3-4 человека. В комплект лодки кроме собственно лодки входили 3 весла типа "Каноэ", дощатый настил, укладываемый на днище,  мешок для переноски, 1 ножной мех для накачки, сумка с инструментами и сумка с резиновыми затычками пробоин. "Бублик" лодки был разделен на два отсека, которые накачивались отдельно. Одним мехом лодка накачивалась в течение 5 минут. По бортам лодки проходил, продетый сквозь приклеенные резиновые кольца страховочный леер. По бортам, на носу и корме имелись более крупные резиновые кольца для закрепления опорных досок и якорных канатов.

Стандартные штурмовые лестницы-стремянки, имевшиеся как табельное имущество саперного батальона, предназначались для преодоления пехотой эскарпов и контрэскарпов, противотанковых рвов высотой (глубиной) до 6 метров. Они изготавливались из прочных брусьев и жердей и имели длину 5-6 м., ширину 75 см.
В штурмовых мостиках лестницы использовались в качестве пролетного строения. Они укладывались на опорные доски, привязанные к лодкам. Лестницы между собой скреплялись веревками и гвоздями. Поверх лестниц укладывались пешеходные дорожки из досок шириной 25-30 см. На дно каждой лодки устанавливалась перильная стойка из жерди длиной 1.5м. и диаметром 6-8 см. По одной такой же перильной стойке вбивалось на исходном и противоположном берегу. Между перильными стойками натягивались веревочные леера.

От автора. Конечно, эти леера имели скорее психологическое значение. Удержать на мостике пошатнувшегося солдата  леер способен едва ли. Это могут подтвердить моряки, отлично знающие, что тросовые леера, проходящие вдоль борта корабля, скорее показывают границу палубы, нежели являются надежной опорой.

Лежащие на берегу концы лестниц фиксировались на месте каждая двумя вбиваемыми в грунт колышками длиной 50 см. и диаметром 6-8см.
При сильном течении в оба берега выше по течению вбивались два якорных колышка, за которые привязывались канаты, вторые концы которых крепились за носовые резиновые кольца лодок.

В комплект стандартного четырехпролетного штурмового мостика входили:wehrmaht-sturm-most-3.jpg (14436 bytes)

*3 малых надувных лодки;
*4 штурмовые лестницы-стремянки длиной примерно 5.00-6.00м.;
*6 опорных досок длиной по  2.00 м и сечением  20-25 см. на 3 см;
*4  доски для пешеходной дорожки длиной 4 м. и сечением  25-30 см на 3.5 см;
*5  перильных стоек из жердей 1.50м. длиной и диаметром 6-8 см;
*4  колышка  длиной примерно 0.50 см диаметром 5 см;
*2  якорных колышка, 1.50м. длиной.;
*75 м. каната или вязальной проволоки;
* 2 якорных каната по 30м. каждый;
*12 гвоздей длиной 50мм.

Четырехпролетный штурмовой мостик собирался расчетом из 8 саперов за 30 минут ( без учета времени заготовки и подвоза материалов).

Тактико-технические характеристики штурмового наплавного мостика ( Schnellsteg):

Тип моста........................................................................................... Штурмовой наплавной
Грузоподъемность............................................................................. 300 кг.
Ширина пешеходной дорожки......................................................... 25-30 см.
Длина пролета................................................................................... 4 метра
Количество пролетов....................................................................... 4
Длина моста....................................................................................... 16 метров
Время на наведение.......................................................................... 30 мин.
Расчет для сборки моста................................................................... 8 человек
Допустимая максимальная глубина преграды................................ не регламентируется
Допустимая минимальная  глубина преграды................................ 0.5 метра
Допустимая максимальная скорость течения................................. 1.5 м/сек.
Качество берегов............................................................................... плотный песчаный, глинистый, гравийный грунт
Время эксплуатации моста............................................................... летний сезон от ледохода до ледостава

P.S. Конечно, такую водную преграду танковый мостоукладчик (а такие у немцев имелись) перекрывает за 3-4 минуты, и по такому мосту может переправляться не только пехота, а и автотранспорт, орудия. Но не стоит забывать, что во Вторую Мировую войну насыщенность войск техникой не была столь значительной, как нынче. Да и изготовить значительное количество мостоукладчиков промышленность Германии была не в состоянии. Прибавьте к этому постоянный и острый дефицит горючего. К тому же каждый мостоукладчик, это не данный войскам один танк. А уж танк не заменить ничем.  Комплект штурмового мостика пехота и саперы могут доставить к месту переправы на руках. И никакое бездорожье, распутица этому не помеха. О стоимости комплекта штурмового мостика в сравнении с мостоукладчиком и говорить не приходится. Все  элементы мостика легко изготавливаются и ремонтируются прямо в батальонах. Даже потеря резиновых лодок мало что меняет.  Они легко заменяются обычными рыбацкими лодками, плотиками из канистр, бочек, автомобильных камер и т.п. Даже солдатскими плащ-палатками, в которые заворачивается сено, солома, камышовый пух.

Источники

1.H.Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.) Gedruckt bei Ernst Siegfried Mittler und Sohn Buchdruckerei G.m.b.h. Berlin SW 68. 1935
2.TM-E 30-451 Handbook on German  Military Forces. War Departament. Washigton 25. DC. 15 March 1945
3.Учебный кинофильм "Pioniere voran". Hergefftellt unter Mitarbeit der Pioniereabteilung des OKH. 1943.
4.К.Шишкин. Вооруженные Силы Германии 1939-1945 годы. Справочник. Санкт-Петербург.2003г.
5.Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
6.Kriegsstarkenachweisung 714 (freie Gliederung) von 1.6.1944 (K.St.N. 714 (fG) v.1.6.1944) Pionierkompanie (gepanzert) (Freie Gliederung).
7.Kriegsstarkenachweisung 703 von 1.10.1937 ( KStN 703 v.1.10.1937). Stab Pionierbataillon (mot).
8.Kriegsstarkenachweisung 714 von 1.10.1938 KStN 714 v.1.10.1938.  leichte Pionierkompanie (mot).

---***---

TopList

 

©Веремеев Ю.Г., Мартыненко Ю. И.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Тактически существование столь хлипкого и не очень то удобного мостика  весьма целесообразно в   определенных условиях.  Передовые отделения  штурмовых  взводов  пехоты, имея при себе малые надувные лодки и штурмовые лестницы, которые несут и готовят саперы, под прикрытием артиллерии и минометов форсируют неширокую водную преграду (коих в российских просторах великое множество) и захватывают на противоположном берегу небольшой плацдарм. По условиям обстановки, если закрепившаяся пехота имеет небольшую передышку, саперы за полчаса из имеющегося под рукой  имущества наводят штурмовой мостик. По этому мостику переправляются остальные отделения штурмовых взводов.
Это лучший вариант, поскольку по мостику пехота будет перебираться на противоположный берег куда быстрее, нежели переплывать  на лодках. Если штурмовой взвод закрепился на противоположном берегу, то по мостику удобно перебрасывать боеприпасы и подкрепления.

В дальнейшем, когда через водную преграду будет наведен полноценный понтонный мост или будет возведен мост на жестких опорах (например, из мостового имущества типа "К"), штурмовой мостик снимается.

Стоит заметить, что в начальный период войны, когда немецкие саперы имели довоенную   полноценную боевую подготовку, переправы они наводили очень быстро и Вермахт особенно не страдал по поводу взорванных мостов через реки и отсутствию в своем составе плавающих танков.

Позднее,  быстро нарастающая вследствие огромных потерь нехватка личного состава, привела к тому, что инженерные части и подразделения стали все больше использовать в качестве пехоты. Это привело к тому, что   возможности Вермахта по инженерному обеспечению боевых действий стали очень быстро и значительно снижаться. В конце концов  уже некому было наводить переправы, восстанавливать мосты и приводить в проезжее состояние дороги. Ведь, движущиеся войска очень быстро их разрушают.
И вовсе не русское бездорожье стало тормозить Вермахт, а нерациональное и в корне неверное   использование саперных батальонов, которые и существуют как раз для того, чтобы обеспечивать движение всех остальных родов войск, а также тормозить движение врага своими специфичными приемами и способами (мины, разрушения ит.п.).

Сталин же и советский Генштаб, в отличие от Гитлера и OKH  своевременно поняли роль и значение инженерного обеспечения боевых действий. Уже осенью 1941 года выходит несколько приказов Верховного Главнокомандующего, категорически запрещающего использовать саперов не по назначению. Несколько позднее из состава инженерных войск РККА выделяют в особый род войск дорожные и мостовые батальоны. Сталин предпочитал лить реки саперного пота, а не  их кровь, сберегая тем самым и кровь пехоты.

Вот как раз то здесь и кроется ( пусть и частично) причина того, что у  Вермахта всегда существовала проблема людских резервов, а у Красной Армии такой проблемы, в общем то не существовало.
Сказки все это о неисчислимых людских ресурсах СССР. Потеряв в 1941 году наиболее заселенную часть страны, мы в сравнении с Германией (плюс ее союзники) превосходства в численности населения, а значит и в возможностях пополнения армии не имели. Почитайте знаменитый приказ Сталина №227 42-го года, известный, как "Ни шагу назад". Там  вождь приводит  убедительные цифры, и прямо заявляет, что превосходства в численности населения у нас нет.
Просто свои людские ресурсы Сталин использовал куда более бережно и рационально, нежели Гитлер, хотя наши русофобствующие  демократические историки, которых правильнее называть пятой колонной Запада, дружно стараются  убедить (именно убедить, а не доказать) всех, что "Сталин и его камарилья" вовсю лили народную кровушку.